17.07.2024
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: ЭКОЛАБОРАТОРИЯ «УЗНАЙ! ИССЛЕДУЙ! СОХРАНИ!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: ЭКОЛАБОРАТОРИЯ «УЗНАЙ! ИССЛЕДУЙ! СОХРАНИ!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели дошкольного образования: Бирилло О.С. и Чернова К.В.

По количеству участников: коллективный.

Образовательная область: ребёнок и природа.

Объект исследования: вторичное сырьё (макулатура).

Предмет исследования: переработка макулатуры и получение из неё новой бумаги.

Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

Основная цель работы: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.
  • Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности.
  • Формирование умения детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т.д.), применяя системный подход.
  • Развитие творческого мышления и креативности воображения.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Гипотеза: мы предполагаем, что если изучить историю и способы создания бумаги, то бумагу можно будет изготавливать своими руками из вторичного сырья.

Методы исследования:

ü Изучение и исследование интернет ресурсов и литературы по данной теме.

ü Поиск информации.

ü Опыты и наблюдение.

ü Анализ и сравнение.

ü Выполнение практической работы-проведение эксперимента по изготовлению бумаги из вторичного сырья.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Потребности в бумажных изделиях возрастают с каждым днём, трудно представить себе, как мы могли бы обходиться без бумаги. Порой мы не задумываемся, как бесконечно много её тратим. А ведь на изготовление бумаги каждый день уходит огромное количество лесов.

Чтобы сохранить лес, дать ему время на полноценное восстановление, целесообразно придумать способы вторично перерабатывать бумагу и картон. Переработка макулатуры имеет большое значение, так как позволяет экономить древесное сырьё. Одна тонна макулатуры заменяет 4 кубических метра древесины (40 - 50 больших ёлок и сосен).

Жизнь без бумаги невозможна для современного человека: на ней мы пишем, рисуем, из неё делаем поделки. Бумага также используется на любом предприятии или организации. Бумагу используют везде: печатают газеты и журналы, используют как упаковку, а также в быту (салфетки, полотенца бумажные, и даже обои…), на бумаге печатают деньги, в офисах она необходима для создания документов и приказов. Нет ни одной организации, где бы не использовали бумагу.

Мы решили выяснить можно ли дать новую жизнь старой бумаге, то есть сделать бумагу своими руками.

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность исследования состоит в том, что в наши дни потребительское отношение к природе, расходование ее ресурсов без осуществления мер по их восстановлению уходят в прошлое. Обычно, когда какие-либо вещи или материалы приходят в негодность, мы их выбрасываем.

Однако многое можно использовать повторно или отправить на переработку, чтобы получить новые материалы. Это экономно и наносит меньше вреда окружающей среде.

Лесные ресурсы играют огромную роль на Земле. Они восстанавливают кислород, восстанавливают грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Однако в последнее время наблюдается повсеместное сокращение площади лесов. Одной из причин уничтожения лесов является их вырубка с целью использования древесины в качестве сырья для изготовления бумаги. В связи с этим все большее значение приобретают вопросы по охране лесов от уничтожения в угоду потребностям человечества в бумаге, древесине.

Макулатура – это уже использованный продукт бумажного производства, то есть то, что может подлежать вторичной переработке для получения новой продукции. А это означает – новые тетради, учебники, книги, журналы.

В нашем городе ежегодно проводятся акции по сбору макулатуры. Люди, принимая активное участие в акции, часто не задумываются в чём важность сдачи бывшей в употреблении бумаги.

Мы каждый день пользуемся бумагой, читаем книги, напечатанные на бумаге, пишем в тетрадях из бумаги. Она задействована во всех сферах жизни: люди пользуются документами, заворачивают в упаковку подарки, посылки. Бумагой утирают слезы и даже расплачиваются. Обойтись без бумаги в повседневности почти невозможно. Не проходит ни одного дня, чтобы мы не подержали в руках бумагу.

Мало кто задумывается, что происходит с газетой, журналом или брошюрой после того, как ее прочтут. Если ее выбросили, она окажется на свалке, где ей предстоит мирно догнивать среди другого мусора. А если сдали ее как вторичное сырье (макулатуру), то она получит вторую жизнь. При правильной обработке, практически все типы бумаги поддаются переработке и могут быть использованы для получения новой бумаги.

Вот так однажды вместе с детьми мы задумались и размышлять: что означает слово «бумага», кто, где и когда её придумал, из чего и как делали её раньше и производят сейчас, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды? И главное: можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?

Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага — один из интереснейших материалов.